Верите или нет, за пять лет общения с клиентами на презентациях или очных встречах часто слышал подобный довод: «Смысла в этом нет никакого, дольше и сложнее а в результате просто красивая картинка…» Обычно это директора или ГИПы старой закалки, у них устоявшееся и непоколебимое представление о том как выстроены процессы в проектировании и строительстве и любые инновации заставляют как минимум провести над собой организационную работу, вникнуть, изучить и разобраться.
Что я могу сказать об этом? На самом деле даже будучи проектировщиком я никогда не рассматривал BIM приложения как какую-то вынужденную необходимость или требование. Для меня всегда было очевидно, что если более грамотно и подробно излагаешь компьютеру свои мысли, он поможет тебе преобразовать это в результат и куда приятнее менять не цвет отдельно взятых отрезков или перебивать слова в таблице а мыслить целыми категориями и операциями над моделью. Но данный текст вообще даже не об этом. Давайте оставим за кадром всю информационную составляющую и поговорим больше о моделировании. Ведь все красивые картинки начинаются именно здесь.
Начнем с того, что полноценная BIM технология предусматривает создание модели из вполне конкретных компонентов. Не важно строительные конструкции, архитектурные элементы трубопроводы или кабельные лотки. Все это берется из базы а значит помимо атрибутики (которую мы оставили за кадром) имеет точные размеры. При использовании модели в качественно выстроенной CDE (Sreda Obschih Dannyh) проектировщики используют модели связанные с разработкой их разделов (архитектуру, конструкции для инженерных сетей или наоборот технологию для разработки конструктива).У пользователей есть возможность снять и учесть реальные расстояния. Сразу покажем это на примере различных моделей.
Вне зависимости от вендора, мы можем обмениваться моделями при помощи формата IFC. Соответственно отдельные модели собираются в специализированных приложениях для анализа и проверки сводной модели проекта.
Одна из самых частых проблем это пересечение строительных конструкций и инженерных систем. Несмотря на то что каркас был использован как подложка для трассировки системы, инженер не смог попасть в отведенное пространство. Возможно все было неплохо, но конфигурация системы в определенный момент изменилась и теперь участвует в конфликте. Этого никто не заметил и специально на такой случай в BIM-проектировании предусмотрены автоматизированные проверки на пересечения.
Исправлять также удобнее когда виден контекст. Мы можем принять решение опираясь на окружающее пространство, свободное место и расположение других элементов. В общем плане это может выглядеть так:
Я могу показать множество таких примеров, но итог один. Некачественный проект - плохой проект. Заметить ошибку в модели проще чем в плоских чертежах а иногда иначе просто невозможно.
При разработке моделей могут использоваться как популярные библиотечные элементы так и индивидуальное нестандартное заказное оборудование. И в том и другом случае это играет нам на руку. В первом случае мы используем заготовленные типоразмеры или каталоги для реализации своих идей. Захотели стену из кирпича в 380 мм, она вас уже ждет. Захотели сменить ее на 510 мм - нет проблем, сечение стены увеличится. Я обещал на информацию не отвлекаться так что остановлюсь на габаритах.
А что если нужно установить сложное оборудование, необходимо разработать площадки обслуживания или фундаменты, опираясь на его геометрию? Мы можем добавить модель этого оборудования в рабочую модель , в высокой детализации если того требует проект или упростить до минимально необходимого уровня.
Разработать качественный проект с учетом всех зон обслуживания, отборов воздуха, подведения нужных коммуникаций и электроснабжения не используя пространственное представление объекта очень сложно.
Я не говорю о том, что модель позволяет нам использовать AR или VR технологии для согласования решений. В первом случае можем вынести «двойника» оборудования на строительную площадку/цех/помещение. Во втором случае самим погрузиться внутрь модели при помощи очков и контроллера.
При слове визуализация строительства обычно представляют те самые пресловутые календарные планы и диаграммы Ганта, связанные с объектами. Анимация строительства и процент готовности на текущий день это интересно. А задумывались ли вы, что можно не только связать модель с графиком а проверить варианты выполнения наиболее сложных частей проекта. Монтаж крупногабаритных конструкций. Проезд техники на строительной площадке. Установка оборудования в ходе монтажа конструкций и т.д. Вот вам анимация с примером монтажа.
Хочется максимально подробно обо всем рассказать. Сценариев применения очень много. Есть еще лазерное сканирование, фотограмметрия, рельеф и прочее… Но тем не менее, чтобы подвести какой-то итог или вывод из вышесказанного, давайте отметим: безусловно очень простые тривиальные проекты можно быстро разработать в 2D чертежах. Но если вы решаете по настоящему сложные задачи или просто заботитесь о качестве результата вашей работы - вам потребуется еще одна координата.
Так что, это все еще просто красивые картинки? :)