25 декабря 2023 года был принят и подписан президентом РФ 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Давайте обратим внимание на некоторые особо важные изменения нашего главного 384-ФЗ.
У меня, как у инженера, чья деятельность больше, чем на половину связана с расчётами строительных конструкций, глаз зацепился за следующие изменения:
Статья 15 "Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации" часть 6. Сама формулировка первого абзаца.
Было:
6. Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
Стало:
6. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации здания, сооружения, вправе обосновать соответствие архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в этой проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, одним или несколькими из следующих способов:
Та же Статья 15, часть 6, пункт 2:
Было:
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
Стало:
2) расчеты и (или) испытания;
Ну и на десерт: «Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения»
Было:
6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром, а также непосредственно после отказа одной из несущих строительных конструкций).
Стало:
6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром).
Расчет на устойчивость к прогрессирующему обрушению - это уже немодно 😏
Хотя с другой стороны "Статья 7. Требования механической безопасности" осталась без изменений, и на том спасибо, а там есть пункт 1:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
Историю 653-ФЗ можно отследить на сайте Государственной думы.
Сам закон доступен здесь.
Обновленный 384-ФЗ в части этих изменений вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
А Вы что думаете на счёт этих изменений, какие из них Вам больше всего бросились в глаза?